Dark
Auto
Light
Dark
Auto
Light
Как открыть учебный центр с нуля под ключ для очно-заочного или дистанционного обучения, подобрать систему СДО, сделать сайт, организовать документооборот, получить необходимые лицензии, подобрать программы, составить курсы и многое другое.
Подписывайтесь на наш телеграм канал
✅Можно, в соответствии со ст. 15 ФЗ «Об образовании» только если организации, не имеющие лицензии на осуществление образовательной деятельности, предоставляют другим сторонам такого договора ресурсы, необходимые для реализации сетевой образовательной программы.
При этом организации при реализации такого обучения не участвуют в процессе обучения – только предоставляют ресурсы (лаборатории, оборудование, например). Документы об обучении тоже не выдают. А образовательные организации-участники этого сетевого договора прописывают такое обучение в своих локальных актах.
Все необходимо прописать в сетевом договоре. Обрнадзор часто обращает особое внимание на такие коллаборации.
Роструд ответил на обращение Письмом Федеральной службы по труду и занятости от 14 февраля 2023 г. № ПГ/00965-6-1 «Об особенностях учета рабочего времени работника при прохождении курсов повышения квалификации» Сообщается, что курсы повышения квалификации являются обязательными для работника, поскольку данный период является рабочим временем, входит в стаж работы и оплачивается в установленном порядке. Но если повышение квалификации работника осуществлялось по инициативе работодателя вне рабочего времени, то уволить работника за прогул будет невозможно, поскольку прогулом является отсутствие работника на рабочем месте без уважительных причин более 4-х часов подряд в течение рабочего дня.
Письмо Федеральной службы по труду и занятости от 14.02.2023 № ПГ/00965-6-1
Формы обучения и сроки освоения дополнительных профессиональных программ, программ профессионального обучения определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. В рабочих профессиях часто необходимо организовывать практическую подготовку/производственное обучение.
Где и как можно организовать практику:
непосредственно в УЦ
Очно
если есть свои рабочие мастерские/кабинеты/полигоны
Дистанционно
Для этого нужны условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, которая обеспечит освоение образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. Практическую подготовку можно организовать с помощью интерактивных практических заданий и виртуальных тренажеров (многие практики можно закрыть, кстати).
в организации, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы.
Для этого нужно заключить договор с организацией о практической подготовке обучающихся. Пример договора
В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» (ч. 1 ст. 78), иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на получение образования в Российской Федерации в соответствии с международными договорами РФ и Законом об образовании в РФ в нескольких случаях:
✅если поступающий имеет документ из учебного учреждения, перечисленного в рамках распоряжения Правительства № 186-р от 30.01.2023 г., (https://docs.cntd.ru/document/1300757216?marker=6520IM) то он принимается наравне с гражданами РФ;
✅иностранные граждане, являющиеся соотечественниками, проживающими за рубежом, имеют право на получение среднего, высшего и дополнительного профессионального образования наравне с гражданами РФ при условии соблюдения ими требований, предусмотренных ст. 17 Федерального закона от 24.05.1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (ФЗ «Об образовании в РФ», ч. 4 ст. 78);
✅могут быть учтены межгосударственные соглашения, подписанные Российской Федерацией и бывшими республиками СССР.
Документы об иностранном образовании и/или иностранной квалификации, признаваемые в РФ, должны быть легализованы и переведены на русский язык в установленном законодательством РФ порядке, если иное не предусмотрено международным договором РФ (ФЗ «Об образовании в РФ», ч. 13 ст. 107).
В Федеральном законе об образовании стажировка выделена как форма реализации дополнительных профессиональных программ, а не как отдельный вид дополнительной профессиональной образовательной программы.
Согласно ФЗ «Об образовании в РФ» (ч. 12 ст. 76), дополнительная профессиональная программа может реализовываться в формах, предусмотренных указанным законом, а также полностью или частично в форме стажировки.
Содержание стажировки определяется организацией с учётом предложений организаций, направляющих специалистов на стажировку, содержания дополнительных профессиональных программ.
Сроки стажировки определяются организацией самостоятельно исходя из целей обучения. Продолжительность стажировки согласовывается с руководителем той организации, где она проводится.
Стажировка носит индивидуальный или групповой характер и может предусматривать такие виды деятельности, как:
• самостоятельная работа с учебными изданиями;
• приобретение профессиональных и организаторских навыков;
• изучение организации и технологии производства работ;
• непосредственное участие в планировании работы организации;
• работа с технической, нормативной и другой документацией;
• выполнение функциональных обязанностей должностных лиц (в качестве временно исполняющего обязанности
или дублёра);
• участие в совещаниях, деловых встречах.
По результатам прохождения стажировки слушателю выдаётся документ о квалификации в зависимости от реализуемой дополнительной профессиональной программы.
Требование ст. 76 ФЗ «Об образовании в РФ» о том, что к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:
«1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование»
накладывает на учебные центры обязанности по проверке уровня образования потенциальных обучающихся. То есть, перед заключением договора клиент должен удостоверить учебный центр в наличии или получении среднего специального/высшего образования.
Как это делать? Мы берем копии документов, кто-то запрашивает оригиналы и сам снимает копии. Формируем личные дела (кто-то нет) в бумажном или электронном виде.
С появлением ФИС ФРДО ситуация несколько улучшилась- можно проверить имеющиеся в наличии дипломы. А если человек еще учится по программам СПО и/или ВО? Приходится брать справки об обучении. А если это юр лицо с перечнем на обучение 50-100 чел?
Обязательно надо создать условия для ознакомления всех работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся с Уставом
И разместить копию Устава на официальном сайте ОО
Статья 91 ФЗ «Об образовании»: «Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки, научным специальностям (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.» Лицензия необходима тем, кто реализует образовательные программы в любом формате: дистанционно или очно. В наше время их тематика очень широка: от курсов повышения квалификации по разным направлениям до курсов рисования. Почему важно наличие образовательной лицензии для организации Лицензия даёт право организации выдавать обучающимся документ собственного образца о пройденных программах обучения. А ещё это важно потому что: • Получение лицензии на ведение образовательной деятельности и соблюдение лицензионных требований —задача не из простых, решать которую берутся организации, которые готовы отвечать за качество образования. • Наличие образовательной лицензии обязывает публиковать большое количество информации на сайте организации — о преподавателях, программах, условиях обучения. Это достаточно сложная и систематическая работа, уделять внимание которой могут только организации, которые работают на долгосрочную перспективу. • Оплачивая образование в организации, у которой есть образовательная лицензия, можно получить налоговый вычет, а также оплатить обучение ребёнка материнским капиталом. Лицензия на образовательную деятельность в онлайн-школах На онлайн-школы, коих появилось в последние годы бескрайне много, распространяются те же правила и законы. Это значит, что онлайн-школа тоже должна иметь лицензию на образовательную деятельность для того, чтобы законно и официально работать. И она обязана размещать на своём сайте информацию о себе и образовательной деятельности в специальном разделе. Образовательная деятельность в России подлежит обязательному лицензированию. Это касается всех, кто организует обучение в любой форме. Если у организации образовательной лицензии нет, значит, она ведёт деятельность незаконно и не имеет право выдавать документы. Наличие образовательной лицензии можно проверить на сайте Рособрнадзора. Итак, образовательную лицензию необходимо получать если: • есть программа обучения; • есть преподаватели в штате; • выдается документ об образовании/обучении. Не лицензируется деятельность, которая не предполагает реализацию образовательных программ (проведение семинаров, круглых столов, конференций, вебинаров, консультаций и иных подобных мероприятий, а также присмотр и уход).
Есть обязательная государственная аккредитация, которая проводится по основным образовательным программам.
❗️🤬Обязательной государственной аккредитации программ ДПО нет!
📝Под общественной аккредитацией понимается признание уровня деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, соответствующим критериям и требованиям российских, иностранных и международных организаций.
📝Профессионально-общественная аккредитация основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такие образовательные программы в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля.
Работодатели, их объединения, а также уполномоченные ими организации вправе проводить профессионально-общественную аккредитацию основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Так что, если хотите придать статус курсам обучения, может провести профессионально-общественную аккредитацию)🌸
✏️Учебный режим
✏️Как организовано проведение занятий (онлайн, очно)
✏️Продолжительность занятия
✏️Сколько человек в группе (это в ЛНА тоже прописывается)
✏️Срок обучения по программе
✏️Материально-техническое обеспечение учебного процесса по программе:
🔸Наименование предмета, курса, дисциплины (модуля) (в соответствии с учебным планом)
🔸Наименование учебных кабинетов, лабораторий, мастерских, и других помещений с перечнем оборудования
Примеры оборудования:
Столы
Стулья
Стеллаж
Доска
Мультимедийный экран
Удлинители
Программное обеспечение
Кулеры
Ноутбуки
Раздаточный материал
Библиотеки (электронные и бумажные при наличии)
В общем все то, что будет необходимо для проведения обучения по заявленным темам/модулям/дисциплинам в рамках образовательной программы.
Статья 91 ФЗ «Об образовании»: «Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки, научным специальностям (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.» Лицензия необходима тем, кто реализует образовательные программы в любом формате: дистанционно или очно. В наше время их тематика очень широка: от курсов повышения квалификации по разным направлениям до курсов рисования. Почему важно наличие образовательной лицензии для организации Лицензия даёт право организации выдавать обучающимся документ собственного образца о пройденных программах обучения. А ещё это важно потому что: • Получение лицензии на ведение образовательной деятельности и соблюдение лицензионных требований —задача не из простых, решать которую берутся организации, которые готовы отвечать за качество образования. • Наличие образовательной лицензии обязывает публиковать большое количество информации на сайте организации — о преподавателях, программах, условиях обучения. Это достаточно сложная и систематическая работа, уделять внимание которой могут только организации, которые работают на долгосрочную перспективу. • Оплачивая образование в организации, у которой есть образовательная лицензия, можно получить налоговый вычет, а также оплатить обучение ребёнка материнским капиталом. Лицензия на образовательную деятельность в онлайн-школах На онлайн-школы, коих появилось в последние годы бескрайне много, распространяются те же правила и законы. Это значит, что онлайн-школа тоже должна иметь лицензию на образовательную деятельность для того, чтобы законно и официально работать. И она обязана размещать на своём сайте информацию о себе и образовательной деятельности в специальном разделе. Образовательная деятельность в России подлежит обязательному лицензированию. Это касается всех, кто организует обучение в любой форме. Если у организации образовательной лицензии нет, значит, она ведёт деятельность незаконно и не имеет право выдавать документы. Наличие образовательной лицензии можно проверить на сайте Рособрнадзора. Итак, образовательную лицензию необходимо получать если: • есть программа обучения; • есть преподаватели в штате; • выдается документ об образовании/обучении. Не лицензируется деятельность, которая не предполагает реализацию образовательных программ (проведение семинаров, круглых столов, конференций, вебинаров, консультаций и иных подобных мероприятий, а также присмотр и уход).
В соответствии с ч. 1 ст. 18 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» переоформление образовательной лицензии требуется в случае смены адреса местонахождения организации (т.е. смена юридического адреса), либо изменении места осуществления лицензируемой деятельности.
Также, в соответствии с пунктом 2 методических материалов по переоформлению лицензии на осуществление образовательной деятельности (Письмо Рособрнадзора от 09.09.2014 N 11-201 “О направлении методических материалов о переоформлении лицензии на осуществление образовательной деятельности”)
«Следует также подчеркнуть, что согласно части 4 статьи 91 Федерального закона об образовании в приложении к лицензии не указываются места осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения, следовательно, лицензия на осуществление образовательной деятельности по указанным программам не подлежит переоформлению при намерении лицензиата осуществлять их реализацию по адресам, не указанным в лицензии».
Но получить новое СЭЗ Роспотребнадзора на новое помещение будет необходимо.
Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
✏️Кто именно утверждает программу-прописывается в локальном нормативном акте организации («Порядок разработки и утверждения образовательных программ»). Обычно, это директор учебного центра.
Согласование программ может проводиться Коллегиальными органами управления, формирование которых прописано в п. 4. Ст. 26 ФЗ «Об образовании»:
«В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования – общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования – ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные настоящим Федеральным законом и уставом соответствующей образовательной организации».
Ну и, конечно же, при необходимости, программы направляются на согласование в соответствующие госорганы.
✅объем (ак. часы)
✅содержание
✅цель
✅планируемые результаты обучения
✅учебный план
✅календарный учебный график
✅рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)
✅организационно-педагогические условия
✅формы аттестации
✅оценочные материалы
✅иные компоненты
ДПО – это дополнительные профессиональные программы повышения квалификации и дополнительные профессиональные программы профессиональной переподготовки (в документах на лицензирование именно так и надо писать).
Повышение квалификации (от 16 ак. часов) – совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
⚠️В структуре программы повышения квалификации прописываем ПЕРЕЧЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ИМЕЮЩЕЙСЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Профессиональная переподготовка (от 250 ак. часов) – получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.
⚠️В программе профессиональной переподготовки – ХАРАКТЕРИСТИКА НОВОЙ КВАЛИФИКАЦИИ И СВЯЗАННЫХ С НЕЙ ВИДОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ТРУДОВЫХ ФУНКЦИЙ И (ИЛИ) УРОВНЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ
✅программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих
✅программы переподготовки рабочих, служащих
✅программы повышения квалификации рабочих, служащих
✅дополнительные общеобразовательные программы – дополнительные общеразвивающие программы
✅дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств
✅дополнительные образовательные программы спортивной подготовки
✅дополнительные профессиональные программы – программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.
📌Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Эти программы отличаются по своей направленности, содержанию, контингенту обучающихся.
Законодательством не определяется минимально допустимого срока освоения программ повышения квалификации и переподготовки рабочих и служащих, в отличие от минимально допустимого срока освоения программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки (не менее 16 и не менее 250 часов соответственно (Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 г. № 499).
При реализации программ повышения квалификации и переподготовки рабочих и служащих необходимо только, чтобы у данного лица уже была хотя бы одна профессия рабочего или должность служащего.
А к освоению программ повышения квалификации дополнительного профессионального образования осуществляется допускаются:
1) лица, имеющие среднее и/или высшее профессиональное образование;
2) лица, получающие среднее и/или высшее профессиональное образование.
В подразделе сайта УЦ “Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав” кроме информации о руководителях/заместителях руководителей УЦ следует указывать данные о преподавателях. По каждой образовательной программе расписываем информацию о преподавателях, участвующих в ее разработке и реализации:
ФИО;
должность;
уровень образования;
квалификация;
наименование направления подготовки и (или) специальности;
ученая степень;
ученое звание;
повышение квалификации и (или) профессиональная переподготовка (при наличии);
общий стаж работы;
стаж работы по специальности;
преподаваемые учебные предметы, курсы, дисциплины (модули).
Напоминаю, что информация должна быть в форме электронного документа или в виде активных ссылок, непосредственный переход по которым позволяет получить доступ к ней.
В штате ДОЛЖНЫ БЫТЬ преподаватели. Это является лицензионным требованием при реализации образовательных программ.
Преподаватели должны состоять в трудовых отношениях с образовательной организацией (занимать штатную ставку (должность), работать по совместительству (внутреннему или внешнему), совмещать педагогическую работу, в том числе на условиях почасовой оплаты труда).
📌имеющих профессиональное образование
📌обладающих соответствующей квалификацией
📌имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам
📌соответствующих требованиям п. 2 ч. 3, ч. 10 ст. 11, ст. 46 и ст. 50 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
Понятие «педагогический работник» применимо к преподавателям ПО и ДПО.
Педагогический работник – физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и/или организации образовательной деятельности.
В соответствии с ч. 21 ст. 2 ФЗ «Об образовании в РФ»:
«На организации, осуществляющие обучение, и индивидуальных предпринимателей, на их обучающихся, на педагогических работников, занятых в организациях, осуществляющих обучение, или у индивидуальных предпринимателей, распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций, обучающихся и педагогических работников таких образовательных организаций».
Можно, после окончания университета. В соответствии с п. 20 Приказа Минобра от 01.07.2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»
«При освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации».
За невнесение сведений в ФИС ФРДО предусмотрены штрафы по статье 19.30.2 КоАП РФ :
10–15 тысяч рублей — для должностных лиц;
100–150 тысяч рублей — для образовательного учреждения (юридического лица).
Указанные штрафы начисляются за каждый документ об образовании, не внесенный в реестр ФИС ФРДО.
❗️Итоговая аттестация обязательна в структуре программы дополнительного профессионального образования. Она может быть в виде: тестирования, устного/письменного экзамена, разработки различных проектов и т.д.
📝Кроме итоговой аттестации в проверку знаний может входить промежуточная аттестация. Ее обычно проводят после дисциплины, модуля, темы, блока занятий, в соответствии с учебным планом программы. Виды: выполнение домашнего задания, устные/письменные ответы, тестирование, опрос. В программах профессиональной переподготовки (после дисциплины в рамках программы) промежуточная аттестация может проходить в виде зачета или экзамена устного/письменного.
Примеры оценочных средств размещаются в программе обучения, в разделе «Оценочные средства».
✅Закончить обучение, если оно велось
✅Подать данные в ФИС ФРДО
✅Привести в порядок все документы и передать по акты в архивный отдел
✅Подать заявление о прекращении образовательной деятельности в отдел лицензирования Департамента образования
Если этого не сделать, то можно попасть в перечень плановых (и не только) проверок Минобра.