Dark
Auto
Light
Dark
Auto
Light
Проверка учебного центра процедура необходимая и регулярная. Требования к уставу образовательной организации перечислены в 273 фз “Об образовании”
Каждый учебный центр, обучающий по программам дополнительного профессионального образования, обязан добросовестно соблюдать требования закона. Поэтому, государственный надзор в сфере образования и сопровождающие его проверки, вероятно, самые напряженные события для образовательных центров. Почти каждая проверка заканчивается выявленными нарушениями. Это нормально: предписание можно получить за самую мелочь — например, за отсутствие нужной формулировки или программного кода на сайте.
Тщательно готовясь к плановой проверке, приходится поднимать практически всю нормативную базу и разумеется, не слишком приятно, когда тебя проверяют. Однако к визиту проверяющих нужно быть готовым. Поговорим в этой статье об Уставе.
Деятельность образовательной организации регулируется типовыми положениями, которые утверждаются Правительством РФ и в соответствии с данными положениями образовательные организации разрабатывают свои Уставы.
Устав – это документ, а требования к этому документу перечислены в 273 ФЗ “Об образовании”. Кроме этого есть ряд специальных требований к уставам образовательных организаций, которые установлены статьей 13 этого же закона, а в некоторых случаях учитываются и положения других законов, в частности, статья 14 7-ФЗ, если речь идет об НКО.
Все требования закона к Уставу являются обязательными, а отсутствие в Уставе образовательной организации какого-либо из перечисленных в законе пунктов рассматривается как нарушение Законодательства об образовании, что при проведении проверок попадает в «поле зрения» Министерства образования в первую очередь.
Отсутствие в уставе сроков полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, а также порядок принятия ими решений рассматривается как нарушение в соответствии с ч. 5 ст. 26 ФЗ “Об образовании”.
Порядок принятия локальных актов, регламентирующих образовательные отношения должен быть закреплен в Уставе.
Образовательная организация должна принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения в соответствии с прописанным порядком в Уставе (ч.1 ст. 30 ФЗ “Об образовании”.
Нет информации о видах образовательных программ с указанием уровня образования/направленности. В Уставе, в соответствии с п. 3. ч. 2 ст. 25 ФЗ “Об образовании” надо обязательно указывать, уровни образования, по которым планируется или уже ведется обучение и направленность образовательных программ.
Отсутствуют пункты, раскрывающие права и обязанности руководителя образовательной организации.
Отсутствуют положения, посвященные правовому статусу сотрудников, осуществляющих вспомогательные функции. Напомним, к таким работникам относятся бухгалтеры, библиотекари, лаборанты, уборщики и т.д.
Нет положений о порядке участия обучающихся, их родителей в управлении организацией.
В уставах образовательных учреждений встречаются и иные нарушения. Нередко в них включаются положения, заметно ухудшающие правовое положение работников или обучающихся по сравнению с действующим законодательством. Так, например, недопустимо указание на то, что обучающиеся обязаны принимать участие в общественно полезном труде без учета мнения их родителей (если, конечно, такая активность не предусмотрена образовательной программой).
Нарушения в уставе можно обнаружить и устранить заблаговременно в ходе комплексной проверки – аудита образовательного центра.
Самое главное – это хорошо подготовиться к проверке Министерства образования, чтобы свести к минимуму возможные несоответствия в документах учебного центра законодательству и избежать штрафов, а также других административных наказаний.