Dark

Auto

Light

Dark

Auto

Light

КАК подготовить устав учебного центра к плановой проверке

Проверка учебного центра процедура необходимая и регулярная. Требования к уставу образовательной организации перечислены в 273 фз “Об образовании”

Проверки в сфере образования

Каждый учебный центр, обучающий по программам дополнительного профессионального образования, обязан добросовестно соблюдать требования закона. Поэтому, государственный надзор в сфере образования и сопровождающие его проверки, вероятно, самые напряженные события для образовательных центров. Почти каждая проверка заканчивается выявленными нарушениями. Это нормально: предписание можно получить за самую мелочь — например, за отсутствие нужной формулировки или программного кода на сайте. 

Тщательно готовясь к плановой проверке, приходится поднимать практически всю нормативную базу и разумеется, не слишком приятно, когда тебя проверяют. Однако к визиту проверяющих нужно быть готовым. Поговорим в этой статье об Уставе.

Требования к уставу образовательной организации

Деятельность образовательной организации регулируется типовыми положениями, которые утверждаются Правительством РФ и в соответствии с данными положениями образовательные организации разрабатывают свои Уставы. 

Устав – это документ, а требования к этому документу перечислены в 273 ФЗ “Об образовании”. Кроме этого есть ряд специальных требований к уставам образовательных организаций, которые установлены статьей  13  этого же закона, а в некоторых случаях учитываются и положения других законов, в частности, статья 14 7-ФЗ, если речь идет об НКО.

Все требования закона к Уставу являются обязательными, а отсутствие в Уставе образовательной организации какого-либо из перечисленных в законе пунктов рассматривается как нарушение Законодательства об образовании, что при проведении проверок попадает в «поле зрения» Министерства образования в первую очередь.

Как гарантированно пройти проверку?

Как пройти проверку?

Вот некоторые моменты, которые не стоит упускать в Уставе ОО:

 

  1. Сроки полномочий органов управления организации.

    Отсутствие в уставе сроков полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, а также порядок принятия ими решений рассматривается как нарушение в соответствии с ч. 5 ст. 26 ФЗ “Об образовании”. 

  2. Порядок принятия локальных актов.

    Порядок принятия локальных актов, регламентирующих образовательные отношения должен быть закреплен в Уставе. 

    Образовательная организация должна принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения в соответствии с прописанным порядком в Уставе (ч.1 ст. 30 ФЗ “Об образовании”.

  3. Информацию о разновидностях образовательных программ.

    Нет информации о видах образовательных программ с указанием уровня образования/направленности. В Уставе, в соответствии с п. 3. ч. 2 ст. 25 ФЗ “Об образовании” надо обязательно указывать, уровни образования, по которым планируется или уже ведется обучение и направленность образовательных программ.

  4. Права и обязанности руководителя

    Отсутствуют пункты, раскрывающие права и обязанности руководителя образовательной организации.

  5. Правовой статус сотрудников. 

    Отсутствуют положения, посвященные правовому статусу сотрудников, осуществляющих вспомогательные функции. Напомним, к таким работникам относятся бухгалтеры, библиотекари, лаборанты, уборщики и т.д.

  6. Порядок участия обучающихся в управлении ОО. 

    Нет положений о порядке участия обучающихся, их родителей в управлении организацией.

  7. Не указан тип образовательной организации.

  8.  Отсутствуют пункты о порядке участия педагогических работников в управлении организацией.

  9. Указанные в уставе цели не соответствуют конкретному типу образовательной организации.

  10. В уставе содержится пункт о том, руководитель организации является председателем педсовета или другого коллегиального органа.

  11. Иные положения.

В уставах образовательных учреждений встречаются и иные нарушения. Нередко в них включаются положения, заметно ухудшающие правовое положение работников или обучающихся по сравнению с действующим законодательством. Так, например, недопустимо указание на то, что обучающиеся обязаны принимать участие в общественно полезном труде без учета мнения их родителей (если, конечно, такая активность не предусмотрена образовательной программой).

Для чего нужен аудит образовательной организации?

Нарушения в уставе можно обнаружить и устранить заблаговременно в ходе комплексной проверки  – аудита образовательного центра. 

Самое главное – это хорошо подготовиться к проверке Министерства образования, чтобы свести к минимуму возможные несоответствия в документах учебного центра законодательству и избежать штрафов, а также  других административных наказаний.